Про первую, думаю, объяснять не надо - когда и где она проходила.
Второй столетней называют англо-французское противостояние на море 1688-1815 гг. Это была череда войн и конфликтов между двумя державами в указанный период. Она началась, когда французский флот, созданный Кольбером на манер Версаля - как предмет роскоши и символ престижа, заявил о себе как о состоявшейся силе, разгромив голландцев хваленого Рюйтера. Именно тогда англичане осознали, что от полумиллионной армии короля-солнца их отделяет только Ла-Манш, показавшийся им тогда не шире сточной лондонской канавы.
Третьей столетней, можно назвать военно-морское противостояние между Англией и Францией 1825-1940 гг. И хотя в этой войне нации не уничтожали друг друга, как в предыдущих, её влияние на мировую историю трудно переоценить. В ней, как и в предыдущих, бывали затишья (Антанта, Крымская война), а бывали и обострения, как после первой мировой, немало послужившие началу второй (об этом я упоминал в посте в соответствующей теме).
За начало можно взять изобретение французским адмиралом Пексаном артиллерийских бомб в 1825 году. Эти бомбы - попросту, начиненные порохом ядра, но с одной конструктивной изюминкой - ударным детонатором - отменили традиционные деревянные линкоры. Это было технологическое новшество, достаточное для победы в любом морском бою. Хотя и много позже, но это убедительно доказал русский флот в Синопском бою. Русские корабли, вооруженные бомбическими пушками, в считанные часы разнесли турецкую эскадру, таких пушек не имевшую.
Бомба, взрываясь внутри деревянного корабля, производила страшные разрушения и вызывала пожары. В то время, как обычное, цельнометаллическое ядро, пробивало лишь небольшую дыру. Более того, на дистанциях, считавшихся по тем временам большими, или углах падения, отличных от прямых - цельные ядра и вовсе отскакивали от обшивки стапушечных монстров.
Превосходство нового оружия было столь очевидно, что Нахимов, будучи уверенным в легкой победе, даже не стал давать никаких конкретных указаний командирам кораблей, предоставив действовать по обстановке.
Но еще до синопского боя, французский конструктор Дюпюи де Лом нашел средство против бомбы - броню. И война, начавшаяся синопскими аккордами, была продолжена канонадой у Кинбурна. Где три французские бронированные плавбатареи уничтожили крепость, не получив ни каких повреждений.
А в 1859 году де Лом заложил первый в мире броненосец "Глуар" - обшив его деревянные борта 4-дюймовой железной броней. Да-да, первые броненосцы были... деревянными. Более того... рангоутными. То есть, парусными. Со встроенной паровой машиной. Получив в качестве движителя винт вместо ветра, корабль стал гораздо маневренней. Почти весь флот союзников в Крымской кампании был паровым. Но не бронированным.
"Глуар" сразу отменил все линейные корабли, построенные до него. Он один мог разнести в клочья весь английский флот канала, не получив при этом серьезных повреждений. Военно-морская гонка вооружений началась с нуля, вызвав очередную панику на острове.
А закончилось противостояние в 1940 году, после нападения англичан на Французские линкоры в Мерс-эль-Кебире и Дакаре. Единственным моментом в "войне", когда пушки стреляли и люди гибли.
Кстати, Командир "Худа", капитан первого ранга Ланселот Холланд никогда не считал Мерс-Эль-Кебир победой. И с традиционным суеверием англичанина весьма серьезно отнесся к адресованному "Худу" проклятию, брошенному в эфир многоопытным флагманом французского отряда, старым дредноутом "Бретань":
- После этого море не проносит тебя и полгода!
Он почти угадал - в мае 1941, по прошествии 10 месяцев со времени налета на Мерс-эль-Кебир, на 11й минуте боя с "Бисмарком" крейсер погиб от единственного фатального попадания, от рук немецких комендоров - не самых метких, но уж точно самых удачливых в мире (вспомнить тот же Ютландский бой).
Кстати, с начала военно-морской гонки в 1859 и до конца века, она проходила при подавляющем научно-техническом превосходстве Франции. англичане отыгрывались числом. Как всегда. Ну, и конечно, перенимали французские ноу-хау.
Вот список наиболее важных французских инноваций того периода:
Создание разрывного снаряда.
1.Первые броненосное судно.
2.Первоый мореходный броненосец.
3.Стальная броня.
4. Быстрый переход на казнозарялные орудия всех калибров - еще в 1864 году (англичане пользовались до 90х годов архаичными, дульнозарядными пушками с низкой скорострельностью. Это отставание они преодолели только к началу 20-го века, и то, не полностью. А на казнозарядные стали переходить к концу 80х - С новым порохом, необходимостью удлинить стволы пушек, и опасностью того, что беспечные моряки могут забить в ствол пушки — не заметив того, что полторы тонны пороха и металла уже находятся в нем — второй заряд, англичане и итальянцы более не могли откладывать переход на казнозарядные пушки, использовавшиеся французами еще с 1860-х годов (Ропп)).
5.Стальные снаряды циллиндрической формы с заостренным концом (англичане долго пользовались чугунными тупоконечными).
6.Медленно-горящий порох и длинные стволы орудий, посылающих снаряды на высокой начальной скорости. Французы воплотили в жизнь озвученную еще в 1870 году идею, создав пушку, по бронепробиваемости равную 100-тонной, но за счет преимущества нового пороха — имевшую большую начальную скорость снаряда и более легкую. В 1880 году была разработана 52-тонная пушка калибра 13.4 дюйма — также имевшая длину ствола 28 калибров. Эта пушка, несмотря на намного более легкий снаряд, имела такую же бронепробиваемость что и английские и итальянские пушки вдвое большего веса.
А в 1884 году из нее выстрелили по "непробиваемой" английской броневой плите 16 дюймов толщиной. Снаряд-болванка пробил в ней дыру и был найден в 100 ярдах (92 метра) за ней!
7. Бездымный порох-Если первый тип медленно горящего пороха был лишь вариантом обычного черного пороха, то порох типа «Б» — порох Вьелле — был совершенно новым. Он получался путем растворения пироксилина в смеси, которая затем выпаривалась.(Английский кордит производился похожим образом — но с использованием нитроглицерина). То, что новый порох оказался бездымным было побочным результатом: но после выстрела в воздухе оставалась только легкая голубоватая дымка — вместо прежнего густого облака дыма и несгоревших частиц пороха. Это вскоре было сочтено основным преимуществом нового пороха — поскольку освобождало артиллеристов от необходимости выжидать — часто по несколько минут — пока рассеется заволокший весь корабль дым от предыдущего залпа. Новый порох принимался на вооружение настолько быстро, насколько позволяли производственные мощности — запасы же старого пороха передавались армии. К 1893 году французский флот полностью перешел на новый порох (Менделеев ни при чем – французы прекрасно обошлись без него)
8. Наконец, мелинитовые снаряды, сыгравшие решающую роль в сражениях при Ялу и Цусиме.
В 1885 г в порядке эксперимента этими снарядами был обстрелян старый броненосец «Белликьез» (Belliqueuse). Результат был ужасным. Испытания показали, что взрыв одного снаряда в замкнутом пространстве — например, между башней и броневой палубой итальянского броненосца, разрушит множество водонепроницаемых отсеков и, возможно, выдавит броневые плиты пояса. Результатом этого — и схожих с ним — экспериментов, проведенных за границей, стало понимание того, что практически небронированные броненосцы, типа «Дуилио» или «Италии», чья защита состояла в основном из клетчатого слоя, устарели даже больше, чем несший тонкую броню «Глуар».
Странно, что русские морские артиллеристы, традиционно ориентированные на Францию, отвергли мелинит. А японцы, напротив - им воспользовались. Что совсем не странно. Особенно если учесть, что у истоков японского военно-морского строительства стоял великий Эмиль Бертен.
Что до англичан, то они пользовались снарядами с черным порохом вплоть до Ютландского боя! Вот уж чисто островная верность традициям, которая в случае войны с Францией - случись она в обозреваемый период - могла довести их до гроба.